Спрашивает: Екатерина
Вопрос:
Вопрос задан:
20 января 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Игорь Дронов, руководитель информационного отдела Бишкекской и Кыргызстанской епархии
Ответ священника:
Здравствуйте, Екатерина! А давайте зададимся ещё и другим вопросом: "Можно ли пить святую воду для утоления жажды?" Чтобы ответить на него, нужно почувствовать грань, где кончается благоговение к святыне и начинается утилитарное, а, значит, неблагоговейное отношение к святой воде. Святую воду мы пьём для освящения души и тела, с молитвой. Вода в этом случае является веществом, посредством которого нам сообщается Дух Святой, пронизывающий святую воду. Поэтому мы освящаемся. Для этого требуется небольшое количество святой воды. Если же мы, скажем в жару, начнём пить святую воду стаканами, то очевидно, что намерение у нас иное: не освящение, а просто утоление жажды. Процесс необходимый, но совершенно телесный, при котором благоговение вряд ли сохранится. Благоговение - чувство духовное, религиозное, хрупкое, несовместимое ни с какими отправлениями тела, не потому что они греховны или ими нужно гнушаться, а просто потому, что это совершенно иная плоскость. Конечно, это не касается тех случаев, когда человек попадает в безвыходное положение и другой воды, кроме святой, у него нет. Примерно то же самое имеет ввиду апостол Павел, когда пишет коринфянам: "вы собираетесь... вкушать вечерю Господню ...всякий поспешает прежде других есть свою пищу, иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:20-30). Здесь апостол Павел укоряет тех из коринфян, которые в какой-то момент времени, оставив благоговение к святыне Тела и Крови Христовой, стали просто есть, чтобы насытиться. Поэтому в Причастии мы получаем всегда лишь небольшую частицу Тела и Крови Христовой, чтобы не подвергнуться подобному же искушению. Что касается приготовления пищи на святой воде. Здесь, я думаю, что-то подобное. Всё зависит от внутреннего отношения к пище. Если её вкушают с благоговением и благодарением, рассматривая не только как пищу, подкрепляющую телесные силы, но и как некое сакральное действие, к чему стремятся в монастырях, то для освящения такой пищи можно влить в неё немного святой воды (не готовить, конечно, на ней, как на обычной воде). Но тогда и отношение к остаткам такой пищи должно быть соответствующее: её нельзя давать домашним животным, выбрасывать в произвольные места, тем более, в канализацию. Если миряне имеют подобное же стремление относиться к вкушению пищи как к сакральному действию, тоже могут вливать небольшое количество святой воды в пищу со всеми вытекающими обязательствами по отношению к остаткам такой пищи. Если же отношение к пище как к фастфуду, имеющему только физиологическое предназначение, добавлять в неё святую воду, думаю, будет неуместно. В любом случае, однако, полезно все купленные в магазине или на базаре продукты окроплять святой водой: мало ли в каких руках они были. С уважением, протоиерей Игорь Дронов.